Таблица мест установки люков ГОСТ 3634-89
при введении ДСТУ Б В.2.5-26:2005
№ |
Тип |
Рекомендуемое место установки,
класс по EN 124 |
Класс
нагрузки |
1 |
отсутствует |
|
Группа 4 Магистральные дороги (городские и междугородние дороги с движением тяжелого грузового и общественного транспорта)
|
Д |
(40 т.) |
2 |
|
ТМ |
Группа 3 Дороги местного значения, подъездные пути магазинов, складов, жилых домов, автостоянки грузового автотранспорта (без движения тяжелого грузового и общественного транспорта)
|
С |
(25 т.) |
3 |
|
Т |
Группа 2 Автостоянки легковых автомобилей, тротуары, проезжая часть городских парков, дворы котеджей (без движения грузового транспорта, камеры насосных станций и скважин)
|
В |
(12.5 т.)
|
4 |
|
Л |
Группа 1 Зоны движения пешеходов
и велосипедистов
(газоны, сады, огороды)
|
А |
(1.5 т.)
|
На вопросы о применимости при строительстве и ремонте(реконструкции) дорог (территорий) люков ГОСТа 3634-89, сообщаем
Люки ГОСТ 3634-89 (как б/у так и новые) нельзя применять для установки на дорогах и зонах движения автомобилей (автостоянках подъездных путях и т. д.)
При особой необходимости можно применять люки ГОСТ 3634-89, однако, только на неответственных участках, на которых отсутствует движения автотранспорта. Например, в зеленых зонах, дренажных территориях с номинальной нагрузкой до 1.5 тонн.
Для этого такого вывода есть, по крайней мере, две причины:
- изменение нормативной базы люков
- изменение технологии производства люков
1. Изменение нормативной базы люков.
С введением в действие ГОСТа 3634-99, «технические параметры люков ГОСТ 3634-89 «технически устарели и не соответствуют современным международным требованиям» (см. ГОСТ 3634-99).
Другими словами, люки ГОСТ 3634-89 не могут обеспечить безопасность движения современных транспортных потоков. Производство и применение люков ГОСТ 3634-89 согласно действующему законодательству запрещено.
В частности новый ГОСТ 3634-99 предъявляет существенно более жесткие требования к прочности чем старый ГОСТ 3634-89.
Другими словами с введением в действие ГОСТа 3634-99, класс люков ГОСТ 3634-89, а следовательно и область их применения автоматически понизились на порядок (см. таблицы ниже).
Таблица областей установки люков по ГОСТ 3634-89 – ОТМЕНЕНА
Тип и наименование |
Номинальная нагрузка по ГОСТ 3634-89 |
Область установки |
Люк тяжелый магистральный ТМ |
25 тонн |
На магистральных автомобильных дорогах с интенсивным движением транспорта |
Люк тяжелый Т |
15 тонн |
На общегородских автомобильных дорогах |
Люк легкий |
3 тонны |
В зоне зеленых насаждений и на проезжей части улиц |
Таблица изменения мест установки люков ГОСТ 3634-89
при введении ГОСТ 3634-99
Тип и наименование |
Класс по EN124
(номинальная нагрузка по ГОСТ 3634-99) |
Область установки |
Люк тяжелый магистральный ТМ ГОСТ 3634-89 запрещено устанавливать на магистральных дорогах |
Д (40 тонн) |
Магистральные дороги (с движением тяжелого грузового и общественного транспорта) |
Люк тяжелый Т ГОСТ 3634-89 запрещено устанавливать на городских дорогах. |
С (25 тонн) |
Городские дороги местного значения (без движения тяжелого грузового и тяжелого общественного транспорта) |
Люк легкий Л ГОСТ 3634-89 запрещено устанавливать на тротуарах и стоянках автотранспорта |
В (12.5 тонн ) |
Тротуары проезжие части парков стоянки легкового автотранспорта (без движения грузового и общественного транспорта) |
Л – легкий |
А (1.5 тонны) |
Зоны зеленых насаждений, пешеходные и велосипедные зоны |
2. Изменение технологи производства люков
Кроме изменения нормативной базы в люках ГОСТ 3634-89 есть и технологические проблемы, в частности:
2.1 Модели люков ГОСТ 3634-89 ТМ разработаны для литья крышек из высокопрочного чугуна не ниже марки ВЧ45 – литейной чушки (как это делалось в СССР). Однако, в настоящее время люки выпускаются в основном не из литейной чушки, а из чугунного лома и прочностные характеристики этих люков в 3-5 раз ниже тех люков которые выпускались в СССР.
2.2 Технологический процесс ГОСТ 3634-89 требовал проточки посадочных мест люков или установки эластичной прокладки.
Проточка посадочных мест люков или установке эластичных прокладок предусмотренных ГОСТом 3634-89 практически тоже не выполняется.
Выводы
1. Люки магистральные люки типа ТМ ГОСТ 3634-89 (номинальная нагрузка 25 тонн) запрещено устанавливать на магистральных дорогах (с движением тяжелого грузового и общественного транспорта) (Они не рассчитаны на требуемую нагрузку 40 тонн и не имеют необходимой минимальной глубины посадки крышки в корпусе 50 мм).
2. Люки тяжелые типа Т ГОСТ 3634-89 (номинальная нагрузка 15 тонн) запрещено ставить на городских дорогах (без движения тяжелого грузового и общественного транспорта) Они не рассчитаны на необходимую номинальную нагрузке 25 тонн.
3. Люки легкие типа Л ГОСТ 3634-89 (номинальная нагрузка 3 тонны) запрещено ставить на проезжих частях стоянках легкового автотранспорта. Они не рассчитаны на требуемую нагрузку (12,5 тонн), Люки типа Л ГОСТ 3634-89 по техническим параметрам теоретически могут только для установки в зоне зеленых насаждений, пешеходной и велосипедной зонах.
АНАЛИЗ ЦЕН НА ЛЮКИ НОВОЙ И СТАРОЙ СЕРИЙ
К вниманию партнерских дорожно-строительных и торгующих предприятий!
Главная иллюзия в выборе и применении люков состоит в том, что люки ГОСТ 3634-89 дешевле люков ГОСТ 3634-99 и не уступают им по качеству (то есть примерно одинаковы и «зачем платить больше?»).. Например, зачем покупать люк «Тяжелый» ГОСТ 3634-99 за 1000 грн., если можно купить люк «Тяжелый» ГОСТ 3634-89 за 850 грн.?
Вот здесь и кроется источник ошибки – он состоит в том что:
Люк ГОСТ 3634-89 «Тяжелый» больше не является тяжелым и не может устанавливаться на дорогах (Вы ведь покупаете его для установки на дорогах).
Но купленный Вами люк пригоден для установки только на зеленой зоне – эквивалент легкого типа Л.
Таким образом, с надписью на крышке люка «тяжелый тип Т» за 850 грн. Вы купили легкий люк типа Л для зеленой зоны, который стоит 520 грн. (надпись на крышке люка Т-тяжелый ничего не значит – класс люка определяется номинальной нагрузкой а не надписью (читайте значение номинальной нагрузки которое должно быть вылито на крышке люка и требуйте сертификат).
Главная ошибка широко применяемого в настоящее время заказчиками мониторинга цен на люки (основанная на описанной выше иллюзии) есть сравнение цен на люки по их типу (наименованию), например, примерно так: А где подешевле купить люк «Тяжелый»?.
Такой «мониторинг» является заблуждением, основанным на незнании действующей законодательной базы дорожного строительства.
Игнорирование действующего законодательства создает иллюзию экономии средств (по сути ничего не экономится!) уже на этапе покупки «дешевых» люков и ведет к проблемам, связанным с безопасностью люков и дополнительными затратами на повторную переустановку люков и ответственностью за нарушение закона и последствия, к которым они приводят.
Выводы
1. Люки ГОСТ 3634-89 лучше не применять вообще за исключением зеленой зоны
(См. стр. «О люках ГОСТ 3634-89»)
2. Некорректно сравнивать цены на люки ГОСТ 3634-89 и ГОСТ 3634-99 по наименованию
(при похожем наименовании это люки разного класса и разного назначения).
3. Корректно сравнивать люки по номинальной нагрузке
(при таком сравнении скрытое «преимущество» в цене люков ГОСТ 3634-89 становится явным) – см. таблицу.
|