КАК ВЫБРАТЬ ПАРАМЕТРЫ ЛЮКА
После того как выбран класс люка (см. стр. «Как выбрать класс люка»), необходимо выбрать параметры люка.
В отличие от шага выбора класса люка (обязательной процедуры, выполняемой проектной организацией), выбор параметров люка является необязательной процедурой и оставляет право потребителю, по согласованию с изготовителем, принимать решение по этим параметрам.
Люк характеризуется следующими параметрами:
прочностью, устойчивостью износостойкость, взаимозаменяемостью, безопасностью бесшумностью и защищенностью от несанкционированного доступа.
1. Прочность.
Для каждого класса дороги (территории) ГОСТ предписывает определенный класс люка. Этот класс определяется в зависимости от категории дороги (территории). Это определение выполняется проектной организацией имеющей лицензию и отображается в техническом проекте дороги (территории). Вам необходимо просто убедиться, что люк соответствует проектным параметрам. Для этого предприятие–изготовитель обязано предоставить сертификат соответствия люка действующему ГОСТу Украины, протокол испытаний сертифицированной лаборатории (имеющей лицензию ГосУкрСтандарта) и технический паспорт люка. Будьте внимательны: требования к прочности люков существенно увеличились с введением нового ГОСТа.
2. Устойчивость.
Устойчивость люка, прежде всего, определяется глубиной посадки крышки в корпусе. Посадка крышек особенно дорожных люков стала более глубокой. Кроме того крышка люка не должна иметь люфта (она не должна стучать) при наезде автотранспорта. Стук приводит к расклепыванию посадочного места и увеличению люфта. В конечном счете, это приведет к тому, что крышка сможет выбиваться проходящим автотранспортом. Проверить это можно внешним осмотром люка.
ГОСТ предусматривает два типа обеспечения устойчивости
1. Изготовление эластичных прокладок.
2. Механическую обработку сопрягаемых поверхностей корпуса и крышки.
Мы выпускаем люки с механической обработкой сопрягаемых поверхностей. Этот способ более надежный и простой в эксплуатации.
Не рекомендуем брать люки без механической обработки и с эластичными прокладками – в течение нескольких дней при интенсивном движении транспорта люк потеряет устойчивость – крышка начнет стучать.
3. Износостойкость.
Определяется качеством и типом материала, из которого изготовлен люк. Мы изготавливаем люки из высокопрочного чугуна, износостойкость которого является одной из лучших.
4. Взаимозаменяемость.
Крышка люка должна садиться в любой корпус данного класса люка и при этом не стучать. Это влияет на ремонтопригодность люка: при замене крышки не должно быть никаких проблем. Крышки выпускаемых нами люков абсолютно взаимозаменяемы, и могут поставляться отдельно от корпусов.
5. Безопасность.
Определяет тормозные свойства крышки при наезде автотранспорта, т. е. при наезде автотранспорта на крышку и торможении не должен изменяться тормозной путь автомобиля или его траектория (в частности срабатывать АБС). На крышки, выпускаемые нашим заводом, нанесено рельефное покрытие «Евросоюз-2008», отвечающее всем европейским требования безопасности.
6. Бесшумность.
Этот параметр тесно связан с параметром «Устойчивость» и требует, чтобы крышка не стучала при наезде на нее автотранспорта. Посадочные места корпусов и крыше в наших люках обработаны на карусельных станках и обеспечивают плотное прилегание крышки к корпусу, что полностью исключает стук крышек.
7. Защищенность от несанкционированного доступа.
Мы выпускаем люки с рычажными замками, разработанными 20 лет назад совместно с «Киевводоканалом». Эти замки простые, надежные и приспособлены для эксплуатации в тяжелых условиях – мороз грязь коррозия. Работоспособность любого замка легко можно восстановить в полевых условиях ломом. Для этого достаточно ударить ломом по верхней части замка. При этом лед, грязь и коррозия разрушаются и замок готов к работе.
Не рекомендуем брать винтовые замки Вы не сможете их открыть из-за грязи мороза коррозии. Кроме того на люке запрещены какие-либо фрезерные операции они создают центры концентрации напряжений и ослабляют люк.
Ну, вот и все.
Вы хорошо подготовлены к разговору с продавцом: Вы уже не новичок и знаете тонкости.
ПОМНИТЕ:
- Вы берете на себя риск применения непонятного продукта.
- Убедитесь в том что люк произведен в заводских условиях – имеет заводской паспорт и гарантии изготовителя, имеет сертификат соответствия и протокол испытаний сертифицированной лаборатории.
- Без особых на то причин не покупайте люки сомнительного происхождения — дороже будет разрывать асфальт и ставить еще один или, не дай Бог, улаживать последствия.
- Люки произведенные без соблюдения ГОСТа и технологии производства — только с виду люки. Часто они льются из металлолома, пригодного только для производства оградок и не имеют ни прочности, ни устойчивости. Но стоят дешевле, т.к. происходит экономия на технологии производства. Очень соблазнительно, но неправильно. Однако решать Вам.
- Цены заводов-изготовителей ГОСТированой продукции не сильно отличаются друг от друга и поэтому: у кого дизайн Вам больше приглянулся и производитель расположен поближе, там и покупайте.
- Не забудьте взять паспорт изделия, гарантийный талон, протокол испытаний и сертификат соответствия. Если Вы все это проделали, вы сделали очень хорошее приобретение.
Где бы Вы его не установили, везде «нестучащий», безопасный и красивый люк принесет Вам удовольствие.
Для дорог эти простые правила бесспорны. Да и в частном секторе, раз Вы строите себе, то хороший, красивый люк будет как раз для Вашей качественной стройки.
С хорошим Вас приобретением.
Удачи!
|