ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
Наиболее недолговечными местами люка являются:
- посадочные места корпуса и крышки люка
- рельеф крышки люка.
Технологии обработки посадочных мест крышки и корпуса.
Посадочные места корпуса и крышки обязательно требуют дополнительной обработки. Дело в том даже самые современные методы точного литья не позволяют получить идеально ровные посадочные поверхности, позволяющие избежать стука крышки о корпус при наезде на крышку автотранспорта.
Известные технологии обработки и ГОСТы предусматривают два способа устранения неровности посадочных мест:
- механическую обработку
- установку эластичных прокладок.
Механическая обработка
Механическая обработка посадочных мест люка обычно выполняется болгаркой, с помощью которой при сборке устраняются неровности посадочных мест корпуса и крышки и корректируется их плоскостность. При этом подгонка может быть выполнена только в одном положении крышки. Это значит, что сделать болгаркой крышку не стучащей практически невозможно. Дело в том что крышка имеет зазор не менее 6 мм в корпусе и в пределах этого зазора может самопроизвольно перемещаться по посадочному месту. Любое ее смещение в корпусе перемещает ее на новый рельеф и приводит к стуку. ГОСТ требует при механической обработке достичь не более 2 мм отклонения от плоскостности. Однако 2 мм это предел аварийного состояния люка а не бесшумности при допуске до 2 мм люк стучит и изнашивается.
Как правило, так изготавливаются люки низкого качества для дорог где стук и износ не столь принципиален. Если посадочные места подогнаны неточно (обычно болгаркой), то стук крышки при наезде на нее автотранспорта неизбежен. Кроме неприятного звука это приводит в ударам крышки от корпус, от которых посадочные места изнашивается – именно поэтому такая крышка при эксплуатации проседает (утопает в корпус). При этом зазор все время увеличивается от износа посадочных мест до аварийного состояния, когда крышка становится выбиваемой из корпуса (это возможно уже при зазоре более 2 мм). Срок жизни такого люка зависит от интенсивности движения и составляет примерно 2–3 года. Применяется для изготовления люков низкого качества.
Установка эластичной прокладки
При этом на посадочные места устанавливается эластичная прокладка, которая должна демпфировать качание крышки, устранять стук и уменьшать износ посадочных мест. Заметим, что эластичная прокладка не устраняет неровность посадочных мест а лишь демпфирует качание крышки. Таким образом, эластичная прокладка не устраняет зазор а лишь маскирует его на некоторое время. Кроме того эластик подвержен старению, растрескиванию и требует ухода, регулярной замены. Эластичная прокладка разбивается проходящим автотранспортом. Срок жизни прокладок тоже небольшой и зависит от интенсивности движения (не более 2-3 лет).
Применяется для производства люков среднего качества.
Высокоточная механическая обработка
Высокоточная механическая обработка выполняется на специальных расточных станках на которых посадочные места крышки и корпуса протачиваются с точностью до 0,1 мм. При этом обеспечивается идеальное прилегание корпуса к крышке и исключается люфт и стук крышки а также износ посадочных мест корпуса и крышки.
Применяется лучшими европейских производителями (АСО, КАСИ, НОРИНКО) для изготовления люков высшего качества.
Наш завод освоил и применяет при производстве люков технологию высокоточной механической обработки посадочных мест люков. Апробация таких люков на дорогах г. Киева показала что за 5 лет эксплуатации ни одна крышка люка не просела и не застучала, то есть практически не имеет износа.
Крышки люка изготавливаются из достаточно твердого материала, что практически исключает износ рельефа крышек.
Примечание. Известен также «способ обработки» и такой – посадочные места вообще не обрабатываются и люк поставляется неочищенным, в пригаре. Крышка садится на пригар и не стучит при продаже. Однако пригар оббивается очень быстро и появляется стук и износ крышки.
Обычно применяется при производстве люков низкого качества.
|