О БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮКОВ ГОСТ 3634-89 И ГОСТ 3634-99
Главной технической характеристикой люков (особенно дорожных) является безопасность, которая складывается из прочности, устойчивости и рельефности люка.
Прочность люка есть свойство люка выдерживать определенную нагрузку оказываемую на него проходящим автотранспортом. Различные типы люков имеют различную прочность, которая измеряется номинальной нагрузкой на которую рассчитан люк. Величина номинальной нагрузки определяется ГОСТом
Внимание! Не следует подменять ГОСТ и самостоятельно определять требуемую номинальную нагрузку умозрительным путем – это уже сделано специалистами разработавшим ГОСТ (номинальная нагрузка люка определяется для каждого типа люка ГОСТом и выливается предприятием-изготовителем на крышке люка)
Люки ГОСТ 3634-89 и ГОСТ 3634-99 существенно отличаются по прочности:
1. Люки ГОСТ 3634-89 имеют низкую прочность, что не обеспечивает безопасность движения современных транспортных потоков. Это часто приводит к авариям, создает проблемы потребителю, строителю, продавцу и создает отрицательный имидж.
2. Люки ГОСТ 3634-99 имеют высокую прочность, гарантирующую безопасность движения современных транспортных потоков. Это не создает проблем при их эксплуатации, формирует положительный имидж.
Нормативная прочность.
Новый ГОСТ 3634-99 предъявляет существенно более жесткие требования к прочности люков чем требования старого отмененного ГОСТа 3634-89. (см. таблицу)
Тип люка |
Номинальная нагрузка,
(тонн) |
ГОСТ 3634-89 (было) |
ГОСТ 3634-99 (стало) |
Магистральный ТМ |
25 |
40 |
Тяжелый Т |
15 |
25 |
Средний С |
- |
12.51 |
Легкий Л |
3 |
1.5 |
1. Люк магистральный согласно ГОСТ 3634-99 должен выдерживать номинальную нагрузку 40 тонн – по ГОСТ 3634-89 требовалось 25 тонн
2. Люк тяжелый тип Т согласно ГОСТ 3634-99 должен выдерживать номинальную нагрузку 25 – по ГОСТ 3634-98 требовалось 15 тонн.
3. Люк легкий Л ГОСТом 3634-99 разделен согласно на два типа –средний С с номинальной 12. 5 тонн и легкий Л с номинальной нагрузкой 1. 5 тонны – требовалось 3 тонны).
Реальная прочность. На практике реальная прочность выпускаемых в настоящее время люков ГОСТ 3634-89 существенно ниже номинальной. Дело в том что люки ГОСТ 3634-89 конструировались в СССР исходя из того промышленного потенциала и той сырьевой базы которая существовала в СССР. Люки делались из качественной литейной чушки и конструкция люка разработана для материала выливаемого из литейной чушки. Люки типа ТМ ГОСТ 3634-89 предписывал делать не из серого чугуна а из высокопрочного чугуна не ниже марки ВЧ-40 (при требуемом номинале 25 тонн). В настоящее время промышленный потенциал и сырьевая база сильно пострадали и люки часто льются из чугунного металлолома. Учитывая что кристаллизация серого чугуна очень чувствительна к примесям на практике практически невозможно достичь стабильности прочностных характеристик люков при литье их из чугунного лома. Кроме того, как правило, для производства люков в новых условиях применяется оснастка (модели) сделанные в СССР. Эти модели непригодны для выпуска люков согласно новым требованиям-с их помощью нельзя достичь технических характеристик требуемых новым ГОСТом 3634-99. Перемаркировка крышки, усиление ребер не дает качественного эффекта – необходимо менять модели оснастку и материал, из которого делаются люки, технологию производства.
Устойчивость люков – есть свойство его крышки, обеспечивающее ее неподвижность в корпусе и невыбиваемость ее из корпуса при наезде автотранспорта. Устойчивость люка достигается двумя параметрами – глубиной посадки крышки в корпусе и допуском плоскостности опорных поверхностей корпуса и крышки.
Люки ТМ ГОСТ 3634-89 и ГОСТ 3634-99 отличаются по глубине посадки крышки – глубина посадки крышки в корпусе магистральных люков ГОСТ 3634-89 недостаточна для обеспечения устойчивости.
Тип люка |
Глубина установки крышки в корпусе |
ГОСТ 3634-89 (было) |
ГОСТ 3634-99 (стало) |
Магистральный ТМ |
40 мм |
50 мм |
Требуемая по ГОСТ 3634-99 глубина посадки крышки в корпусе магистрального люка 50 мм (ГОСТ 3634-89 требует 40 мм).
Допуск плоскостности определяет размер люфта крышки в корпусе при наезде автотранспорта. Допуск плоскостности опорных поверхностей корпусов и крышек согласно ГОСТу должен составлять не более 2 мм (при этом люк должен иметь эластичную прокладку с твердостью не менее 40 ед. по Шору) или опорные поверхности корпуса и крышки должны обрабатываться на токарном станке.
Наш опыт производства и эксплуатации люков показывает, что наилучшим надежным и простым решением является обработка опорных поверхностей на токарном станке. Это полностью исключает люфт крышки и исключает отсутствие стука крышки при наезде на нее автотранспорта.
Люки ГОСТ 3634-89, как правило, выпускаются без механической обработки (в лучшем случае опорные поверхности обрабатываются болгаркой или на опорную поверхность люка ставится резиновая или пластмассовая прокладка). Эти меры не обеспечивают устойчивости люков – крышки стучат изначально, при стуке они разбивают и в конечном счете являются причиной выбиваемости крышек из корпуса при наезде автотранспорта. Эластичная прокладка, наложенная на необработанную опорную поверхность не устраняет неустойчивость люка, а лишь на некоторое (как правило непродолжительное) время маскирует ее. При установке эластичной прокладки все равно требуется обработка опорных поверхностей на станке (но если опорные поверхности обработаны на станке, то никакая эластичная прокладка уже не требуется).
Опорные поверхности люков серии «ЕВРО-2012» ГОСТ 3634-99 обрабатываются на токарно-карусельных станках и крышки люков изначально не стучат и крышки люков не выбиваются из корпуса.
Рельефность люка – есть свойство крышки люка обеспечивать надежное сцепление крышки люка с автопокрышкой обеспечивающее не изменение траектории движения автомобиля и не изменение тормозного пути при наезде на нее автотранспорта.
Крышки люков ГОСТ 3634-89 имеют неудачный рельеф (его практически нет есть только волнообразные ребра жесткости на поверхности крышки). Такой рельеф не соответствует мировым требованиям безопасности – такие крышки являются скользкими и изменяют траекторию движения автомобиля и его тормозной путь при наезде на крышку (ABS «рассматривает» такую крышку как скользкое место и пропускает его – колесо не тормозит до тех пор пока оно не покинет «территорию» крышки).
В люках серии «ЕВРО-2012» ГОСТ 3634-99 в качестве рельефа применяется профнастил типа «ЕВРОСОЮЗ-2008», обеспечивающий надежное сцепление крышки корпуса автомобиля с крышкой (такая крышка «невидима» для
ABS).
|