ТОЧНОСТЬ ГЕОМЕТРИИ
ТОЧНОСТЬ ГЕОМЕТРИИ
Точность геометрии люка есть допуск одного из основных геометрических параметров люка – высоты. Этот параметр играет важную роль при установке люка и его эксплуатации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Различие результатов установки люков между европейской и отечественной дорогой состоит в том, что:
1. На европейской дороге люк выставлен по уровню дорожного покрытия таким образом, что при наезде автомобиля на люк нельзя по звуку или другому признаку определить был наезд на люк или нет (машина «не видит, не слышит, не замечает» люк)
2. На отечественной дороге люк часто выставлен по уровню таким образом, что при наезде автомобиля на люк и слышно и видно – создается впечатление что был наезд на кирпич или на выбоину.
Это обусловлено тем, что при строительстве (ремонте) дорог:
1. В Европе применяются люки ЗИМА ЕН 124, имеющие точную геометрию посадочного места, что позволяет точно выставить люк на опорной плите без каких-либо подкладок под посадочное место в т. ч. раствора. Поэтому люки незаметны на европейских дорогах. См. рис.1;
2. В СНГ часто применяются люки ГОСТ 3634–89 открытой заливки, не имеющие точной геометрии – такие люки нельзя точно выставить на опорной плите без подкладок и посадки на раствор. Поэтому люки часто стоят на дорогах не ровно. См. рис. 2
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Уровень применяемой в Украине дорожно-строительной техники, применяемых технологий и материалов позволяет строить в Украине дороги не хуже европейских. При установке на отечественных дорогах люков ЗИМа ЕН 124 эффект получается не хуже европейского.
Однако, цена таких люков пока недоступна отечественному потребителю.
Для устранения этого дефицита «Заводом инженерных машин» по заказу и при содействии КП «КИЕВАВТОДОР» разработана и внедрена в серийное производство серия люков «ЗИМ», имеющих точную геометрию посадочного места, т. е.:
– с допуском отклонения плоскостности не более 1 градуса и
– с допуском отклонения высоты 1 мм.
Это позволяет устанавливать люки серии «ЗИМ» на дорогах с европейским уровнем качества. См. «Установка люка».
Примеры применения люков точной геометрии изображены на фото 1, 2.
Фотографии сделаны 7 ноября 2009 г.
Люки, изображенные на фотографиях, 1 и 2 установлены КП «КИЕВАВТОДОР» при содействии ООО«Укрдорстрой» на Московском проспекте (г. Киев) в сентябре 2008 г. Как видно на фотографиях, люки стоят строго по плоскости покрытия – нет впадин, наплывов, перекоса люков. При наезде автомобилем на такие люки не слышно никакого звука и нет толчка (при наезде автомобиля на люки Вы не можете, находясь в автомобиле, определить наехали Вы на люк или нет).
Примеры применения люков неточной геометрии изображены на фото 3 и 4.
Фотографии сделаны 7 ноября 2009 г.
Люки, изображенные на фото 3, 4 установлены на Оболонском проспекте (г. Киев). Как видно на фотографиях, люки стоят неровно, не вписываясь в плоскость покрытия. Видно, что при установке мастер исправлял неровность, однако впадины и наплывы остались. При наезде на такой люк машину встряхивает (вы не можете не заметить что наехали на что-то – это люк).
Кроме того, крышки люков стучат при наезде автотранспорта, что дополнительно создает характерный громкий звук.
|